Убийца №1 в мире
![](https://archive.slovo.kg/wp-content/uploads/2019/02/1-72.jpg)
Недавнее видео в соцсетях снова заставило бишкекчан вспомнить об экологии в столице. Герой видеоролика оставил вечером машину в районе пересечения бульвара Молодой Гвардии и проспекта Жибек Жолу, а утром обнаружил на машине толстый слой пыли, да такой, что «дворники» с трудом расчистили ветровое стекло. «Этим дышим», — сделал вывод мужчина.
По информации экологов, пыль играет основную роль в образовании смога. По данным профессиональной станции кафедры метеорологии, экологии и охраны окружающей среды КРСУ, загрязнение воздуха в Бишкеке превышает норму в 4-7 раз, а в некоторые дни — в 7-17 раз. Согласно графику, составленному специалистами кафедры, пик загрязнения приходится на вечернее и ночное время. По словам завкафедрой Андрея Подрезова, основную роль в образовании смога играет не автотранспорт и ТЭЦ, а печное отопление частного сектора вокруг столицы. Бишкек не проветривается из-за нарушения городской планировки, и каждый год с наступлением холодов над городом повисает угольный смог. Максимальные показатели загрязнения воздуха наблюдаются в декабре и январе, когда концентрация пыли достигает наивысшего уровня.
На прошедшем недавно круглом столе на тему экологической ситуации в Бишкеке экологи настоятельно порекомендовали горожанам носить марлевые повязки или маски, стараться не проветривать помещения, не раскрывать настежь окна и без надобности не выходить из дома. Эколог Бактыгуль Саткеева призвала власти информировать население о вреде смога, и это не «пустая» просьба — мы имеем право знать, что нас убивает.
Всемирная организация здравоохранения назвала загрязнение воздуха главной угрозой для человечества, оно приводит к огромному количеству смертей на планете. «Убийца №1» пробивает иммунитет человека, атакует внутренние органы, что приводит к заболеваниям дыхательных путей, инсульту, инфаркту, раку. Бишкек уже является лидером в стране по количеству онкозаболеваний, болезней дыхательных путей и случаев развития аллергии. Если город спроектирован так, что он не только не способствует, а, наоборот, препятствует естественному движению воздуха, если его улицы не продуваются ветрами, если сутками дымят трубы ТЭЦ и угольные печи частных домов, если транспортные артерии перегружены автомобилями настолько, что задыхаются в пробках, — лучшего места для смога не найти.
Первоначально под смогом подразумевался дым, образованный сжиганием большого количества угля, но в 1950-х годах в США впервые зафиксировали новый тип смога — фотохимический, который стал результатом смешения в воздухе продуктов горения топлива, паров бензина, пестицидов и перекиси нитратов. Они поднимаются вверх, образуют вредные соединения, в том числе канцерогенные. Именно фотохимический смог, который глаз человека видит как устойчивую синеватую дымку, — сегодня настоящий бич мегаполисов. Так люди платят за научно-технический прогресс и оторванность от природы.
Городские власти везде стараются не замечать смог до последнего, пока не станет уже слишком поздно. Когда от смога резко увеличивается смертность населения, тогда и начинаются дискуссии на тему «кто виноват и что делать». В Бишкеке Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства решило улучшить экологическую ситуацию путём установки автоматических станций мониторинга качества воздуха. На их закупку выделено 38 миллионов сомов.
Какая необходимость в таких станциях, если и так невооружённым взглядом понятно, что воздух в столице загрязнён, — не ясно. Тем более что в Бишкеке уже работают несколько десятков датчиков загрязнения воздуха, установленных активистами-экологами общественного движения Move Green, а в ближайшее время они планируют установить ещё как минимум 40 датчиков. Кроме того, с декабря 2017 года в столице функционирует специальная станция при КРСУ стоимостью $120 тысяч. Замеры там производятся с особой точностью каждую минуту при помощи специальных приборов.
Казалось бы — наладьте сотрудничество с активистами, используйте уже имеющиеся ресурсы, исследуйте уровень загрязнения воздуха, спасайте столицу вместе, но нет — Госагентство показания «гражданских» приборов не признаёт, потому что они «не сертифицированные». Куда привычней устроить очередной тендер на закупку дорогущего оборудования. Похоже, что цель появления станций вовсе не забота об экологии, а возможность потратить 38 миллионов? Однако пока затею пришлось отложить — тендер на закупку станций мониторинга качества воздуха в Бишкеке отменили, потому что тендерная комиссия изучила конкурсные заявки и не смогла выбрать из предложенных вариантов.
К слову, в соседнем Казахстане, крупные города которого тоже задыхаются от смога, госпредприятие «Казгидромет» ещё в июле прошлого года согласилось включать данные гражданских пылемеров в свои отчёты и в перспективе транслировать их через своё мобильное приложение. Для этого приборы проверили, данные перевели в единую систему измерения и пользуются ими без дополнительных затрат для государства. В Кыргызстане, видимо, лишних 38 миллионов не жалко.
Лучше бы на эти деньги саженцы закупили, скажет кто-то, и озеленением города занялись — реальным, а не на бумаге. Сегодня при строительстве дорог в проекте рисуют зелёные зоны, а в реальности вырубают деревья. «Проекты реконструкции дорог не соответствуют градостроительной документации и строительным правилам, — рассказала руководитель ОФ «Наше право» Калича Умуралиева на круглом столе «Дороги, которые мы выбираем». — В проекте плана детальной планировки даны профили дорог с зелёными зонами вдоль полотна. Эти зоны защищают дома от выхлопных газов, пыли. Но в проектах реконструкции этих полос нет! Значит, они не соответствуют ПДП центральной части, СНиПам и генплану».
Несоответствие, впрочем, видно и без углубления в документацию, достаточно пройтись по бишкекским улицам — на многих после реконструкции от деревьев не осталось и следа. Но власти это не останавливает — буквально на днях пришла информация, что в рамках второго этапа реконструкции дорог в Бишкеке планируется снести ещё около 4 тысяч деревьев.
Город лишается своих лёгких, горожане — здоровья, экологи продолжают бить тревогу, но о них вспоминают только тогда, когда для отчётности нужно прокомментировать смог и ситуацию с загрязнением воздуха.
«Вырубка деревьев в Бишкеке будет иметь катастрофические последствия для столицы, — написал на своей странице в Facebook эколог-активист, руководитель общественного фонда «Инициатива Арча» Дмитрий Ветошкин. — За последние годы нет ни одной полноценно озеленённой улицы. Нормы по озеленению не соблюдают. Коммуникации, которые проходят вдоль дорог, не позволяют высадить там новые насаждения. Нет согласованности между санитарными нормами и правилами градостроительства. Если мэрия сейчас снесёт деревья и расширит улицы, то мы окажемся в точке невозврата».
Тут, как говорится, без комментариев.
Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.
Related News
Совет за партнёрство
В Бишкеке состоялось очередное заседание Национального Совета по упрощению процедур торговли, на котором были рассмотреныRead More
Перекрёсток, свободный от пробок
Мэр города Оша Бакытбек Жетигенов посетил участок строительства от 660 км автодороги Ош — БишкекRead More